Минералы черного цвета
Черные минералы и психология
Черный цвет имеют почти все метеориты. Черный жемчуг — один из самых дорогостоящих камней. Поклонение черным минералам (камням) связано, конечно же, с их загадочным и эффективным появлением, с астральным мифом. В Древнем Риме, Индии, Китае, средневековой Франции для хранения метеоритов и поклонения им строили храмы. Более других метеориты почитают мусульмане. Храм Кааба в Мекке построен для черного метеорита. Ислам учит, что черный камень Каабы — это окаменевший ангел-хранитель самого Адама. Можно предположить, что если Адам — праотец, то черный камень — прамать, ангел — существо бесполое, в нем нет греха. Тогда какой грех отмаливают в храме Кааба? Не эдипальные ли проблемы скрываются в ритуале поклонения камню (минералу) и почему окаменел ангел? Во всех мифах и легендах окаменение — символ смерти. Миф Кааба сохраняет остатки желания смерти отца и стремления овладеть матерью (камнем), символически отражающиеся уже в другой религии — исламе. И здесь прослеживается конфликт в детской жизни уже другого народа — сексуальный конфликт с родителями и его разрешение в символической форме с помощью религиозного ритуала.
Рассмотренные цвета — черный, белый, красный — применялись алхимиками в своих трансформационных опытах (четвертый цвет — золотой), символизируя приемы перехода от твердого состояния вещества (материи) к дистилляции (очищению). Таким образом, в рассмотренных нами минералах в части символики цвета заложена идея преображения (изменения), т. с. своеобразная невербальная психотерапия.
Уже в ранних работах, З. Фрейд указывал на то, что прототипом психологической защиты является механизм вытеснения. Его цель — избегать неудовольствия или негативных аффектов, которые сопровождают внутренние психические конфликты между влечениями бессознательного и теми структурами, которые отвечают за регуляцию поведения личности. Анна Фрейд считала, что аффектами, включающими работу защитных механизмов, являются страх и тревога. Они, в свою очередь, имеют три источника: страх перед Ид; невыносимые состояния, вызванные чувством вины или стыда (страх перед Супер-Эго) и страх перед реальностью. Можно вообразить, что в нашем примере образ камня является символом отображения реальности. Анна Фрейд пришла к выводу, что использование психологических защит (отрицание, вытеснение, проекция, интроекция, регрессия, формирование реакций, изоляция, уничтожение сделанного, борьба Я с самим собой, обращение против себя, сублимация, расщепление) конфликт не снимает. Страхи сохраняются и, следовательно, велика угроза болезни. Неофрейдисты показали, что определенные наборы психозащитных техник ведут к соответствующей, совершенно определенной симптоматике. При определенных психологических патологиях используются соответствующие защитные техники. Истерия чаще всего обращается к такому феномену, как вытеснение, а невроз навязчивых состояний использует изоляцию и подавление. Последние исследования, в частности в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева (Санкт-Петербург), подтвердили данную гипотезу. В. А. Та-шлыков обнаружил, что у больных истерией в 62% случаев было выявлено вытеснение, а в 82% случаев у больных неврозом навязчивых состояний ведущими механизмами были интеллектуализация и изоляция.
При использовании минералов истероиды также выбирают камень согласно вытесненному из сферы сознания неприемлемому мотиву, объясняя примерно так: «Мне так хорошо с этим камнем, он мне нравится, я чувствую прилив сил и т. д.» Данное высказывание можно трактовать и таким образом: «Соединяясь с камнем, я не боюсь угрозы со стороны внешнего мира» (помним, что камень — символ реальности). Его можно потрогать, увидеть, он реален, он — часть природы, часть внешнего мира. Навязчиво — компульсивная личность объясняет ношение или выбор камня, используя рационализацию («потому что…») или интеллектуализацию («Я родился под знаком Льва, а Львам положено носить янтарь…»).
Функция психологической защиты — ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний. «Защита — общее обозначение всех приемов, используемых Эго в тех конфликтах, которые могут привести к неврозу» (З. Фрейд).
К. Хорни считала, что основа невроза закладывается «базальной тревогой в детстве и, стремясь справиться с угрозой, исходящей от враждебного мира, человек выбирает одну из трех защитных стратегий». Таким образом, невроз — это тоже защита, как и «бегство в болезнь». Психоанализ считает, что тревога является стимулом развития, поэтому, и защита играет огромную роль в нормальном развитии личности, а не только при патологиях. Примером такой защиты является сублимация, выраженная в творческом взаимодействии камня и человека (у ювелиров, скульпторов, архитекторов, камнерезов и пр.) В. Райх отмечал, что вся структура характера человека является единым защитным механизмом. В этой единой защитной системе путем «поглощения бессознательной энергии либидо и тревоги» происходят уклонение от естественных притязаний сексуальной энергии и «уход от реальных страхов». При этом процесс образования «характерологического панциря идет бок о бок с мышечным напряжением и даже судорогами».
Райх считал, что психотерапевтическая работа состоит в разрушении этой мощной двойной защиты: характерологического и мышечного панциря. Феномен действия литотерапии и хромотерапии подтверждает гипотезу Райха. В конце прошлого века Д. Уокер в своей книге «О происхождении кристаллов» писал, что, по его мнению, кристаллы «реагируют на мысли и эмоции человека, взаимодействуют с его разумом, повышают энергию мышления и силу его чувств».
Защитные механизмы психики были объектами исследования в самых различных областях психологического знания и в разных парадигмах научного объяснения. В. К. Мягер предлагает делать различие между патологической защитой (неадекватными формами адаптации) и нормальной защитой, профилактической, постоянно присутствующей в нашей повседневной жизни. Психологическая защита у невротиков ослабляет в сознании больного остроту выраженности чувства несостоятельности, унижения, страха, боль потерь. А так как в психоанализе понятие «невротик» означает «здоров», то следует, что без определенных защит нам просто не прожить. «Защитные механизмы есть способы организации частичного временного душевного равновесия с тем, чтобы собрать силы для реального преодоления возникших трудностей» (Р. М. Грановская). «Роль камня в этом случае достаточно актуальна, нам не следует удивляться, если мы узнаем, что с раннего детства люди не меняют своего отношения к жизни, хотя внешние проявления этого отношения в раннем детстве и в последующей жизни могут сильно различаться» (А. Адлер).