Камни в древности
Камни в истории
Методы использования камней в лечебных целях описаны в древних медицинских трактатах Египта, Тибета, Китая, Монголии, Индии. В найденном при раскопках пирамиды «Папирусе Эберса» (1500 лет до н. э.) подробно излагается использование самоцветов и минералов в лечебных целях. Греческие ученые Платон, Геродот, Теофраст также высказывали убеждения в действительности целительных свойств камня. Аристотель написал книгу, в которой были собраны легенды о камнях, применявшихся в его время. Полный обзор имеющихся к тому времени сведений о камнях приводит в своей «Естественной истории в 37 книгах» древнеримский ученый Плиний Старший. Сведения о целебных свойствах камней содержатся в пяти томах, написанных современником Плиния Диоскоридом. В арабских сборниках о камнях мы встречаемся уже с одним из его символов, с цветом камня. Черный камень храма Кааба в Мекке окружен легендами, он существует с древних времен. Участники ритуальных процессий в доисламские времена старались прикоснуться к черному камню, надеясь, что заключенная в нем сила перейдет к ним. Здесь камень возносили до степени божества. Древнегреческий философ Теофраст в своем трактате «О камнях» предложил разделить камни на два пола, согласно глубине и насыщенности цвета, так появляется разделение камней на «мужские» (рубин, алмаз, гранат, топаз, изумруд, сапфир и пр.) и «женские» (сердолик, кахолонг, агат, опал, оникс, гагат и пр.)
В 1746 г. сэр Джон Хилл, английский переводчик труда Теофраста, утверждал, что целительные свойства минералов зависят от содержания в них того или иного металла. В ряде кристаллических структур именно атомы металла определяют окраску минерала. Маловероятно, что ранние цивилизации знали об этой зависимости, но мистические свойства камней связывались именно с цветом.
Гематит (от гр. «хайма» — кровь), превращенный в порошок, приобретает красный цвет. Он считался целебным средством при болезнях кровеносной системы. Рубин — красно-багровый камень удачи, счастья, долголетия, храбрости и жизненной силы, символ мужского начала. Рубин придавал своему обладателю силу льва, бесстрашие орла и мудрость змеи. В средние века полагали, что рубин ведет к победе, великим подвигам, самоотверженной рыцарской любви. Мусульмане полагали, что носящий на себе в подвешенном виде рубин станет великим среди людей, человеком, достойным уважения, но для этого он должен обладать добрым сердцем, хорошей памятью, острым зрением и умом. Считали, что рубин «усиливает природную жестокость злых людей, может провоцировать их на необдуманные поступки. Находясь на руке недоброго человека, рубин становится злым демоном». С древнейших времен его связывают с греческим богом войны Аресом (в римской мифологии — Марсом), а также с Кроиосом (Сатурном), который управляет человеческими страстями. Халдейские маги предостерегали: «Кто смотрит пристально на темно-красный рубин, может опьянеть от созерцания». Индийские толкователи считали, что рубины и шпинели — это окаменевшая кровь сражающихся драконов, и рекомендовали носить эту «кровь» родившимся в декабре (начало астрологической медицины). Первый письменный опус, где месяц рождения связывается с определенными камнями, составил епископ Севильи Исидор в 635 году. Здесь мы встречаемся с использованием другой ассоциативной связи — соединение символа камня и числа. Рождаются своеобразные «календари камней», прародители современных астрологических, зодиакальных и нумерологических систем, связывающих те или иные минералы с днями, месяцами, годами рождения, зодиакальным кругом, солнечными днями и лунными сутками (см. приложения).
Драгоценные камни часто упоминаются в Священном Писании. Таинственный Вавилон был украшен «золотом и камнями драгоценными, и жемчугами» (Откровения Иоанна Богослова; 28:16); основания стены небесного Иерусалима украшены «всякими драгоценными камнями (там же, 21:1). Сохранились сведения о наперснике судном — Эрфуде, сделанном из 12 драгоценных камней, соединенных определенным образом, и носимом у сердца. Эрфуд одевался на грудь, и, благодаря ему, к первосвященнику приходило божественное вдохновение и невероятная духовная сила. Здесь мы также встречаем символическое использование камня и цифры.
«17. И вставь в него определенные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд — это один ряд. 18. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз. 19. Третий ряд: яхонт, агат и аметист. 20. Четвертый ряд: хрисолит. оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они». Знания о природе символов заботливо оберегали стражи всех религий. Святая Хильдегарда в своей книге пишет об истоках величия драгоценных камней: «Вначале Бог одарил Люцифера, прекрасного светлого ангела, драгоценными камнями. Тот увидел в них, словно в зеркале, Божественный свет и обрел свои познания. Осознал он, что Бог намерен совершить еще немало чудес. Тогда возомнил он о себе слишком много, поскольку великолепные драгоценные камни, украшавшие его, были подобны тем, что у Бога. И вообразил он, что может совершить подобное и даже сверх того. Потому Богом был блеск его погашен. И когда Бог создал Адама, он не захотел украсить его блеском драгоценных камней, а сделал так, чтобы камни эти хранились в земле, благородные, добродетельные, приносящие избавление от болезней».
С точки зрения классического психоанализа, структура психики индивида представлена Ид, Эго и Супер-Эго. Ид находится полностью в области бессознательного. Эго — частично осознается, частично находится в предсознательном. Супер-Эго развивается на основе идентификаций со значимыми образами детства (родители, учителя, идеалы, моральные установки), частично находится в области бессознательного, частично в области предсознательного и частично осознается. Символическим выражением данной структуры в нашем примере являются: Бог, как символ проявления Супер-Эго; Адам-Эго; Люцифер-Ид. Систематизация знаний о символах началась в период Возрождения, когда человек вернул себе свою индивидуальность, после крушения древней культуры.
В XIII веке обширная литература по магическим свойствам камней буквально захлестнула Европу. Появляются книги на французском, английском, голландском, испанском, итальянском, немецком языках. Переводы с арабского, персидского, пересказывают и записывают легенды, сказки, приметы китайцев, индусов, тибетцев. Уникальные страницы об использовании кварца находим в книге Мишеля Дж. Харнера «Путь шамана»: «Среди народов, расположенных друг от друга так далеко, как южноамериканские хиваро и австралийские племена, кристалл кварца считается самым лучшим предметом силы». Здесь мы опять встречаемся с одухотворением камня, с «духом-помощником». Шаманы используют кристаллы кварца — «отвердевший свет» — для видения и предсказания. Хрустальный шар, знакомый людям нашей культуры — полированный потомок старого шаманского кристалла. В Древнем Риме существовал обычай: в дни радости класть на полку в сосуд белый камень, в дни скорби — черный. В конце года сравнивали, каких дней было больше. Люди верили в свои счастливые камни, в которых такие важные символы, как цвет и число имели значение. Исследования природы символов были вновь предприняты в конце XIX века, на этот раз с применением сравнительно-аналитических методов.
В настоящее время наука о символах переживает свой расцвет. Этому немало способствовали исследования Фрейда, Юнга, Керени и других представителей различных направлений психодинамики. Психиатр, историк медицины и искусства Феликс Марти-Ибаньес в своем эссе писал, что XX в. является в большей степени веком символов.
Исследуем бессознательное взаимодействие человека и камня через систему символов. При этом следует отметить, что в камне синтезировано несколько символов: цвет, число, собственное название камня и легенда. Символ — условный знак, означающий не самого себя, а что-то другое. Цвет, связанный с определенными устоявшимися свойствами человека и природы, подходит для выработки общепринятых символов как нельзя лучше. Символы входили в существующие мифы и легенды. По мере развития сознания передавались из поколения в поколение генетическим путем через бессознательное, и фольклорным — через осознанные механизмы психики. Здесь также работает формула «онтогенез повторяет филогенез». На Востоке — в Индии, Китае, на Тибете, символизация камня появилась раньше, чем в Европе. В сложных символических системах камни связывали с активным и пассивным началом (янь-инь), со стихиями (первичными элементами), планетами, зодиакальным кругом, числами, временами года, днями недели и т. д. В средневековой Европе однозначность символики была связана с христианской религией и ее догматами. На рубеже XIX — XX в. происходит слияние символических значений Востока и Запада. Под воздействием цвета на уровне бессознательного сформировались самые основополагающие понятия человеческой психики, которые затем осознавались, многие из них приобрели философский смысл, что-то так и осталось за пределами сознания. На уровне бессознательного основные цвета и камни, в которых они заключены, образовали следующие понятия: белый — начало, свет; черный — конец, тьма; красный — власть, страсть; желтый — энергия, жизнь; зеленый — гармония, природа; синий — покой, равновесие; серый — изолированность, стабильность. Рассмотрим данный феномен через такой символ, как цвет камня, интерпретируя три цвета — красный, белый и черный.
Красные камни — рубин, шпинель, гранаты (пироп и альмандин) — принесли в Европу гунны. Триумфальное шествие красного камня по Европе длилось до конца XVI — начала XVII веков. Рубин на головном уборе князя притягивал взоры на фоне алых княжеских стягов и красных щитов дружинников. Окраска рубина обеспечивается примесью хрома, а коричневатые оттенки ему придают окислы железа. Рубин относится к группе корундов, по твердости и стоимости уступает только алмазу. Итак, рубин имеет красную окраску…
Красный цвет — «активный, мужское начало, цвет жизни, огня, войны, энергии, агрессии, опасности, революции, импульса, эмоций» (Л. Тресиддер «Словарь символов»). Символ связан с законом бинарности (полярности). В негативном символизме красного цвета прослеживается его связь со злом, особенно в египетской мифологии. В кельтской традиции смерть выглядит в образе красного всадника. В позитиве — цвет мужества, доблести, отваги и защиты. В христианстве красный цвет — эмблема воинов господних — крестоносцев. Г. А. Бреслав в работе «Цветопсихология и цветолечение для всех» связывает красный цвет с агрессией и страстью: «под воздействием цвета на уровне бессознательного сформировались самые основополагающие понятия человеческой психики, которые затем осознавались, многие из них приобрели философский смысл». Если связать цвет с двумя мощными силами: страстью к созиданию и страстью к разрушению, которые были названы 3. Фрейдом влечениями, то мы получим следующие понятия: по линии ЛИБИДО красный цвет выглядит как АКТИВНОСТЬ + ВОЗБУЖДЕНИЕ — секс, страсть, любовь; по линии МОРТИДО — АКТИВНОСТЬ + ВОЗБУЖДЕНИЕ — агрессия, гнев, борьба, опасность.
В методе цветолечения (хромотерапия) Бреслав рекомендует красный цвет для лечения ран, рожистых воспалений, язвенной болезни желудка и заболеваний женской половой сферы с помощью эндоскопа. Здесь же читаем: «Согласно восточной медицине, он лечит заболевания, вызванные ветром и влажностью. Астрологи считают этот цвет благоприятным для лечения людей, родившихся под созвездиями Овна, Льва, Стрельца — знаками Огня».
Типичным примером прорыва бессознательного в образе символов является исторический факт, связанный с жизнью и смертью императора Павла I. Российский самодержец на многих прижизненных портретах изображался на фоне красного цвета, в красной одежде с изобилием различной фаллической символики. Символизм и тайна окружали как рождение, так и гибель Павла I. Рождение в период, предшествующий лунному затмению является в астрологии символом рока, фатума, тайны. 26 февраля 1797 г. император самолично укладывал первый камень на строительство Михайловского замка, представляющего яркий образец средневековых замков. Он окружен рвом и окрашен позднее был в цвет кирпично-кровавой перчатки прекрасной дамы сердца А. Лопухиной-Гагариной. В описи регалий Российской короны Павла I значится перстень с великолепным рубиново-красным алмазом». Роковой удар в голову в этом же замке, призванном защищать своего владельца, а вместо этого ставшим местом гибели, был нанесен золотой табакеркой, инкрустированной рубинами.
Рубины — красный цвет — орден Крестоносцев — Мальтийский орден — кровь — агрессия — смерть — красный замок (названый в честь Михаила Архангела — предводителя воинства Христова, который на всех иконах изображается в красной одежде). Все это — переплетение явлений синхронии, символизма, событий физической и психической жизни, сценарий жизни и смерти «Самодержца Всея Руси», написанный красным цветом. Тайной окутано и рождение сына Екатерины II и Петра III — «то ли сын фаворита императрицы, то ли сын чухонской девки». Будущий император воспитывался бабушкой Елизаветой, был оторван в младенчестве от матери, перенес убийство отца-алкоголика, интриги матери, связанные с наследством на трон, раннюю смерть первой жены, заговор сына. Символистическое содержание бессознательного проявлялось в течение всего небольшого срока правления Павла I (четыре года, четыре месяца и сорок дней в Михайловском замке). Противоречие и фатальность буквально витали вокруг императора и при его жизни, и после его смерти. Вот только несколько отзывов о характере и личности Павла I.
«Социальная репутация Павла у грамотного сословия была такой, что кроме реальных историй ему охотно приписывали десятки недействительных или сомнительных» (Н. Я. Эйдельман «Грань веков»). «Характер благородный, рыцарский» (Л. Н. Толстой). «Дегенерат второй степени» (П. И. Ковалевский). «Властитель, желающий максимально предельной власти (Н. Я. Эйдельман). «Романтический император» (А. С. Пушкин). Как только не называли гроссмейстера Мальтийского ордена, православного императора, пытающегося соединить в своей фигуре духовную и светскую власть: царь — папа, русский Гамлет, русский Дон-Кихот, и т. д. Павел I соединял в себе смесь благородства и причуд, калейдоскоп пророческих видений. Идеи чести, благородства, рыцарства, реформаторства соединялись с провидением военно-политических, жестких реформ, вспыльчивостью, доходившей до самодурства. Существует даже так называемый «павловский стиль в искусстве» (и все это за четыре года правления), связанный с этикетом, театральностью, манерностью, преобладанием символизма во всем (знамена, гербы, эмблемы). Символизм эпохи Павла I говорит сам за себя — попытка защититься с помощью проективной идентификации — перевод пассивного в активное — для прикрытия бессознательного страха доэдипальных проблем. Проекция желания казаться сильным, благородным, мужественным, бесстрашным. Красные тона, окружавшие Павла I, как бы говорят нам через глубину эпох: «Я не жертва, я воин». Психологически красный цвет направляет внимание человека на внешний мир, что и пытался делать Павел I, придя к власти и продолжая реформы знаменитого прадеда Петра I. Однако современников бурная энергия императора пугала, реформы раздражали, а инфантильность смешила. Идентифицируя себя с образом идеализируемого прадеда, внук потерпел поражение. Убить отца в образе Петра I сыновья (власть стоящие) не смогли, но эта горькая участь постигла правнука. В истории императорской семьи Романовых переплетаются все известные мифы от Эдипа до Озириса. Смерть отцеубийцы Александра I (Эдипа) также окутана тайной (то ли умер при странных обстоятельствах, то ли ушел в монашество).
Интерпретация символизма цветовой гаммы и предметов, окружающих императора при жизни позволяют говорить не только о бессознательном конфликте желаемого и действительного, но и о тех механизмах психических защит, которые использовало его «Я»: идеализация, интроекция, отрицание, проективная идентификация, расщепление, грандиозность, магическое мышление. На языке психоанализа у Павла пограничная структура личности. Красный цвет — символ власти, жизни и смерти. Наличие красных камней у жертвы и убийцы — пример синхронического проникновения реальности психической энергии в реальность физическую (групповая агрессия, кровь и смерть) в фокусе трагедии, разыгравшейся в Михайловском замке. Как здесь не задуматься о мистическом — не спровоцировала ли психическая реальность красного цвета финал трагедии? Слово «мистика» в переводе с греческого — тайна. Однако как философская доктрина мистицизм — разновидность интуитивизма и иррационализма, что в свете психоанализа принадлежит области предсознательного и бессознательного.
При этом можно отметить, что до появления «настоящей науки» человек познавал себя и окружающий мир именно мистически, а в период средневековья другой подход был просто не возможен, достаточно вспомнить работу такого естествоиспытателя, как Св. Хильдегарда, которая пыталась объяснять свои знания «откровениями» (зарождается натуроиатия). Печальная участь постигла другого естествоиспытателя и великого врача Парацельса (1493 — 1541 гг.), пытавшегося постигнуть законы единства человека и природы: «Человек зависит от звезд потому, что имеет звездное небо». Астрология связывает каждый минерал с определенной планетой; нумерология — с числом. Камни красного цвета связаны с вибрациями планеты Марс, энергией огня и числом «три». История сохранила много мифов и легенд, связанных с различными камнями, в том числе красного цвета, чаще всего это истории войн. Здесь мы встречаемся с бессознательной проекцией образа римского бога войны Марса одновременно на несколько предметов: число, планету (которую еще часто называют красной) и камни (рубин, гранат). В символизме числа «три» проявлены и такие понятия, как гармония (Пифагор) и законченность (Аристотель), так как оно имеет начало, середину и конец. В даосизме «три» символизирует силу, так как предполагает наличие центрального элемента. В христианстве — это символ троицы. В Африке «три» — число мужчины (пенис и два яичка). В любом из вариантов в разных культурах мы встречаемся с проекцией мужского начала как на символ числа и цвета, так и на символ красного камня (рубин). В парадигме психоанализа — проекция энергии агрессии. Г. А. Бреслав пишет: «Основные желания людей красного типа поведения — продемонстрировать свою силу и сексуальность и добиться успеха. Основная цель поведения — получение возбуждения, а основной страх — страх перед избытком такого возбуждения». Характер и история жизни и смерти Павла I является тому наглядным примером. Архетип Воина, Героя, Рыцаря, владевший бессознательным императора, с одной стороны, и слабое, незащищенное, не умеющее укрепить собственные границы Эго с другой. Финал — гибель от внешней агрессии.
Белый цвет — символ очищения, цвет ангелов и проводников. В христианстве — символ Бога-Отца и Святых Девственниц. На востоке — символ целомудрия и смерти. Белая фата невесты — умирание старой и рождение новой жизни. У Джека Тресиддера — символ «чистоты, истины, невинности и жертвенности». Белый — позитивная сторона антитезы «черное-белое во всех символических системах». Универсальный символ посвящения неофита, переход в иное состояние как символ смерти, ассоциируется с посвящением в новую жизнь. Камни белого цвета содержат в своих символических значениях такие архетипы, как Мать, Дева, Смерть. Белый поделочный камень кахолонг — символ материнства. На Востоке его называют «молоком священной коровы» и предлагают иметь всем беременным женщинам. Название произошло от калмыцких слов «кахе» — река и «чолонг» — камень, дословно — камень реки. В названии переплетено несколько архетипов — Вода, Земля, Мать (символы жизни). В юртах калмыцких женщин кахолонг был желанным гостем. Не утрачен этот обычай и в наши дни, кое-где необработанный камень заменен пирамидами. Новые времена приносят новые традиции. Пирамида и шар — самые загадочные и таинственные геометрические фигуры. Существует гипотеза, что в них закодирована информация о строении Вселенной. Здесь мы встречаемся еще с одним символом — формой камня. Предания о пирамидах и магических кристаллах (чаще — это горный хрусталь) и размышления Платона отсылают нас к загадочной Атлантиде. Согласно легенде жители Атлантиды использовали пирамиды и кристаллы для подключения к силам Космоса. Одна из современных гипотез, объясняющих действие пирамид — концепция хронального поля (академик А. И. Вейник). «Все физические, химические, психофизические и иные процессы в живой и неживой природе сопровождаются излучением количества хроно-. нов» (О. А. Рысьев, О. В. Кайдалова «Литотерапия», 2002 г.). Сам человек тоже является источником хронального излучения. Именно хрональное излучение йоги называют аурой. Свечение хронального поля зафиксировано приборами Кирлиан. Хрональное излучение, идущее из Космоса, можно улавливать с помощью различных геометрических фигур, например пирамид. Те же пирамиды могут отвести в космос негативные хрональные потоки из жилого помещения. Именно так пирамиды нейтрализуют геопатогенные излучения и гармонизируют внутреннее пространство помещений. Пирамиды из таких минералов, как кварц, шунгит, нефрит, кахолонг широко применяются современными литотерапевтами для нейтрализации геопатогенных зон. «Геопатогенная зона суть обобщающее понятие. Геопатогенными (а также реактивными или зонами отягощения) называют зоны или участки земной поверхности различной протяженности, длительное нахождение в которых приводит к ослаблению здоровья и развитию заболеваний» (О. А. Рысьев). Происходит слияние культур, а вместе с ним видоизменяется архетипический мир бессознательных образов, что позволяет структурировать психику как отдельного индивида, так и общества в целом с учетом требований новой зарождающейся культуры, объединяющей традиции многих этнических групп.
В парадигме психоанализа невроз — это конфликт между индивидуальным и культурным мифом, который может быть как индивидуальным, так и родовым или этническим. Поиск новых форм адаптации приводит к пересмотру национальных символов и включению в них опыта всей цивилизации. Происходит изменение сознания через массовую психотерапию с помощью предметов культуры, в нашем случае — камня.
Жемчуг — традиционный символ целомудрия и девственности. Наиболее известные девственницы — Дева Мария, Греческая богиня Артемида и нимфа Дафна, символизирующие женское начало. В «Словаре символов» Д. Тресиддера находим следующее описание символа жемчуга: «среди драгоценных камней самый существенный символ как света, так и женственности. Его бледное сияние ассоциируется с полной луной, водное происхождение — с плодородием. Скрытое от глаз развитие внутри раковины — с рождением или возрождением». В христианстве жемчужина — метафора Христа во чреве Девы Марии. Сексуальная символика жемчуга достаточно противоречива: символ невинности носила рожденная из морской пены богиня любви Афродита (она же Венера у римлян). Белый цвет камня, символизирующий как жизнь, так и смерть ассоциируется со слезами. Разорванное жемчужное ожерелье считалось дурным предзнаменованием. Жемчуг связан с числом «два» и Луной. Оба символа связаны с законом бинарности (полярности). Символ двойственной природы жизни и смерти подтверждает амбивалентную символику драгоценности. Жемчуг является излюбленным украшением многих женщин, но в нем нет образа женщины-матери, как в случае с кахолонгом. Он символизирует двойственную психическую природу женщины. Женщины — жертвующей своей материнской частью, архетип Жертвы (девственницы — невесты Христовы или самого Христоса — мессии, символа жертвы, распятой на кресте). Бессознательная проекция жертвенности отражена и в предпочтении жемчужных ожерелий в свадебном наряде невесты, и в украшении жемчугами русских национальных костюмов, и в странном наполнении дешевым речным жемчугом рынка страны в конце 1980-х — начале 1990-х гг., и в таком же его стремительном исчезновении в настоящее время. Хотя, должно быть, есть и рациональные объяснения этого факта.
Скорей всего, здесь проявляется бессознательная проекция потребности нации в новой идентичности, новых ценностях и идеалах, новых целевых установках. Так же как и с отдельной личностью, так и со страной в целом, оказавшейся в состоянии кризиса всех государственных систем (кризис Супер-Эго), происходит регресс к старым стереотипам и идеалам (миф жертвы), для того, чтобы, оттолкнувшись от надежного паттерна, найти новые формы адаптации, выстроить более надежные границы Эго, пока Супер-Эго в виде государства ищет для себя новую идентичность. Чем сильнее стрессовая ситуация, тем глубже регресс и архаичнее формы защиты. Общество нуждается в переходном периоде, обеспечивающем базовую стабильность и доверие для психического выживания, камни в этом случае играют роль переходных объектов. Судя по тому, что массовый спрос на дешевый речной жемчуг закончился, можно надеяться, что общество выходит из кризиса жертвенности, выбирая жизнь, а не смерть. Подтверждает эти выводы и анализ преобладания в обществе в «смутные» времена черного цвета, в том числе черных камней.