Устранение психологического дискомфорта
Психическая защита
Главная задача психологической защиты — это устранение психологического дискомфорта, а не реальное решение эксквизитной ситуации.
Эдуард Киршбаум, Алина Еремеева
Человечество бессознательно структурировано мифом. По утверждению Джека Тресиддера (философ, психолог XX в.) «камень — чрезвычайно важный символ магических сил, заключенных в неодушевленной материи». Ключ к разгадке древних эпох сокрыт в символическом значении предметов. Объектом нашего исследования является миф о камне.
Символика — это отношение между явным содержанием, поступком, мыслью, высказыванием и их смыслом.
В «Словаре по психоанализу» Лапланша и Поталиса читаем: «символика — а) косвенный способ представления бессознательного конфликта желания; в этом случае любая подмена считается в психоанализе символической;
б) способ предоставления, для которого характерно устойчивое отношение между символом и символизирующим бессознательным содержанием, причем это постоянно наблюдается не только у отдельного человека, но и в самых различных областях (сновидение, миф, религия, фольклор и т. д.).
Дмитрий Рождественский утверждает, что: «Учение о символах, проявляющихся в сновидениях, оказалось краеугольным камнем, на котором впоследствии было выстроено грандиозное здание психоаналитической культурологии и, более того, новой философии человека и культуры».
Психоаналитическую теорию символизма интересует бессознательное замещение одних образов или идей на другие. Джонс различал истинный символизм и символизм в самом широком смысле: «Если брать слово «символизм», то субъект, по-видимому, должен вмещать в себя почти все развитие цивилизации, поскольку что же это еще, как не бесконечный ряд эволюционных замещений, непрерывных замен одних идей, интересов способностей или тенденций другими?». Чарльз Райкрофт в «Критическом словаре психоанализа» пишет: «Универсальные символы, встречающиеся в сновидениях, мифологии и фольклоре; их объясняют «единообразием фундаментальных и вечных интересов человечества» и единообразием человеческой способности видеть сходство между различными объектами». Процессами, участвующими в образовании символа являются так же, как и в сновидениях, смещение и сгущение (конденсация). Психоанализ утверждает, что объект, подвергающийся символизации обусловлен биологией или инстинктом, т. е. связан с двумя основными видами влечений. Таким образом, процессом символизма управляют Эрос и Танатос (греческие боги любви и смерти). Успешная адаптация человека к тем или иным условиям внешней и внутренней сред зависит от состояния его Эго. В парадигме психоанализа, развитие Эго — это процесс сублимации, а все виды сублимации зависят от символизации. Сублимация в психоаналитической теории является самой успешной формой психической защиты.
Психологическая защита — это реальное психическое явление, открытое и описанное впервые в парадигме психоанализа. Идея психологической защиты важна не только в рамках глубинной психологии и психотерапии, но и психологии в целом. Содержательные и оценочные характеристики механизмов психологической защиты, причины ее порождения, особенности функционирования определены неоднозначно, как у психологов, так и у медиков. Одни считают, что «защита тормозит полет творческой фантазии и выступает в качестве барьера» (Р. М. Грановская, И. Я. Березная) — это, своего рода, отрицательный момент. Эти же авторы отмечают и положительную роль защиты: «Психическая защита отражает сознание от информации, которая может разрушить целенаправленное мышление. В этом случае защитные техники рассматриваются как система стабилизации личности, которая направлена на устранение или минимизацию отрицательных эмоций, тревоги, которая возникает при рассогласовании имеющейся картины мира и ситуации с новой и неожиданной информацией».
Психологическая защита — это тот механизм, который стабилизирует психическое состояние индивида, сохраняя его представление о самом себе, но это также действия сознания, при котором последнее отторгает или изменяет неблагоприятную информацию о себе или о других. Выбор камня в качестве амулета или талисмана связан как раз с сознательным явлением. Впервые защитные механизмы были выявлены З. Фрейдом («Защитные нейропсихозы», 1894 г.), а изучены и описаны его дочерью А. Фрейд («Психология Я и защитные механизмы», 1943 г.).
Первые описания камней и их свойств на Руси содержатся в «изборнике Святослава» (XI в.), где считали, что топазит (топаз) усмиряет бури, вериллит (берилл) поддерживает дружбу и любовь, аметист предохраняет от пьянства. Признавая камень живым существом, люди наделяли его определенными чертами характера, свойствами, приписывали ему симпатии и антипатии. Веря в то, что в каждом камне заключена душа, которая, если умело воспользоваться ею и высвободить положительные качества, будет помогать и защищать владельца камня от всяческих опасностей, люди стали изготавливать из минералов талисманы и обереги.