Установка на здоровье
Софотерапия психология
Небесполезно при изучении истории возникновения тех или иных традиций, верований и суеверий обратиться к так называемой «ярмарочной» литературе, поскольку в ней можно отыскать следы древнейших мифов и магических практик, берущих начало из далеких эпох, вплоть до культов Месопотамии
Антон Кемпинский
Есть два основных направления философии — западное (рационалистическое) опирающееся на тезис Сократа «человек — познай себя» и восточное (иррациональное или чувственное, эмпа-тическое), опирающееся на тезис Конфуция «человек — сотвори себя сам». На рубеже XX и XXI столетий стоит задача объединения этих философских доктрин. С возможным тезисом «человек — познай и сотвори себя». Путей познания макромира и микромира множество. Вашему вниманию предлагается познание человека через царство минералов в рамках литотерапии и психологии. Цель монографии — показать возможности альянса человек-минерал для дальнейшего использования его в рамках валеологии (науки о жизни) и софотерапии (лечение мудростью).
Софотерапия — новое направление, находящееся на стыке философии и психологии, задачей которого является использование всех средств духовной культуры для формирования у человека установок на здоровый образ жизни.
Научное изучение физических и химических свойств минералов и металлов начинается в средние века. Аль-Бируни на Востоке, Георг Агрикола в Западной Европе, Амирдовлат Амасиаци в Армении, Михайло Ломоносов в России и десятки других сподвижников создают лаборатории, ставят опыты, изобретают методики исследований. Мистический интерес к камню сопровождал человека все долгие тысячелетия его существования. Человек никогда не чувствовал себя на Земле одиноко, понимая, что он частица Целого, органически вплетенная в единый и неделимый мир Природы. Осознавая себя частью окружающего мира, человек шаг за шагом познавал, изучал и осваивал его. Первым объектом его исследований был мир камней, состоящий из минералов и горной породы (минерал — это природное химическое соединение, образующееся, как правило, в виде кристаллов различного размера; горная порода — это сочетание кристаллов различных минералов или многочисленных кристаллов одного минерала). Из глины наши предки делали посуду, лепили изображения богов и духов. Из камня изготавливали орудия труда, оружие. Каменные пещеры давали им кров, становились домами. Камни всегда были частью жизни, как архаичного человека, так и наших современников. До наших времен сохранились знаменитые рунические камни в Скандинавии и легендарные дольмены (жилища мертвых) на Кавказе. Человечество не перестают волновать загадочные пирамиды, каменные сфинксы, скульптуры о. Пасхи и прочие чудеса света, в которых камень прочно занял свое место. Легенды о камнях повторяются из уст в уста, служат вдохновением для писателей, поэтов и художников. Были о камне сказочно превратились в легенды у Павла Бажова. Магические и целебные силы камней привлекаяи внимание писателей минувших столетий и нашего времени: Александр Куприн «Гранатовый браслет», Уилки Коллинз «Лунный камень», Артур Конан Дойль «Голубой карбункул». Самоцветам посвящали свои произведения Пушкин, Гете, Байрон, Мандельштам, Гумилев, Блок, Волошин.
В магическую силу своих перстней верили английский король Иоанн Безземельный, русский царь Иван Грозный, шотландская королева Мария Стюарт.
Начало изучения свойств камней было заложено алхимиками. Именно их работы стали основой для развития литотерапии (лечение минералами — от лат. «лито», твердый). Первым известным ли-тотерапевтом был Захария-ар-Раз (IX в.) — хи-миоклиницист. Он изучал и применял жемчуг, кораллы, лазурит, сапфир, медь, железо. Основоположником арабской литотерапии является Джаби-ра-ибн-Хаян (VIII в.). Джабир полагал, что качества веществ зависят от содержания в них серы и ртути, что дополняет теорию о четырех элементах Аристотеля, ставшую краеугольным камнем в объяснении свойств камней в алхимии и астрологии. Арабские методы врачевания применялись в XI в. врачом из Кордовы аль-Вахрави (свод «Китаб-ал-Тасриф»). Он ввел в практику внутреннее употребление микродоз толченых драгоценностей для лечения заболеваний «сердца, эпилепсии, страха, тоски». Широко применял минералы в лечебной практике Авиценна (Абу Али Ибн Сина), при этом он вполне допускал, что не только лекарства из минералов, но и ношение камней в виде украшений оказывает положительное воздействие на человека. Индийские медики впоследствии разработали целую систему ношения камней по отношению к чакрам (энергетическим центрам) для гармонизации человека в целом.